07.07.2008
Что подтолкнуло УК «Альфа-Капитал» к раскрытию результатов управления в соответствии с GIPS?
Если посмотреть на рынок эссет-менеджмента в России, то можно увидеть, что более 50% рынка составляют счета индивидуального доверительного управления. Помимо этого существуют открытые, интервальные и закрытые ПИФы. В случае открытых и интервальных ПИФов, формирующих открытый сегмент, любая отчетность доступна всем клиентам ежедневно, то есть все можно посмотреть и сравнить. Прозрачность подразумевает информацию о том, что включается, какая доходность, кто относится к клиентам этого сегмента.
Мы как компания, лидирующая в этом сегменте, хотим задавать стандарты работы на рынке индивидуального доверительного управления. А GIPS является международным стандартом работы с клиентами в этом сегменте. Что такое GIPS? Это прозрачно аудированная отчетность по доходности инвестиционных стратегий, которую могут посмотреть как существующие клиенты, так и потенциальные. Отчетность по GIPS ориентирована, прежде всего, на клиентов: крупных частных и институциональных. Благодаря отчетности по GIPS клиент может увидеть то, как мы управляем именно его портфелем, и обсудить с нами качество управления. Мы планируем выпускать отчетность GIPS ежеквартально.
Предшествовал ли первому выпуску отчетности по GIPS спрос со стороны крупных клиентов, или же компания сама пришла к пониманию необходимости формирования отчетности по стандарту GIPS?
Спрос, безусловно, есть. Например, клиент владеет определенным портфелем. Он обращается к нам со словами, что у одной управляющей компании доходность по некоторой стратегии составила 384%. На что мы отвечаем: «Пусть они покажут вам отчетность по GIPS, и тогда мы поверим в эти цифры». И действительно, клиент идет в ту компанию и спрашивает у них отчетность по GIPS, которой там не оказывается. И это аргумент, который очень хорошо работает. Нельзя сказать, что клиент полностью понимает отчетность по GIPS, но зато он наверняка знает, что если такая отчетность есть, то он может получить достоверную информацию о том, как работает УК.
На рынке доверительного управления кроме вашей компании публичную отчетность GIPS выпускает «Альянс РОСНО». Сколько всего компаний, по вашему мнению, уже де-факто делают отчетность по GIPS — не публичную, а, например, для внутренних нужд или для VIP-клиентов?
Я знаю, что за всю историю существования рынка в России открытую отчетность делали две компании: «Альянс РОСНО» и «Финсекьюритис». Больше ни одна управляющая компания подобный отчет не выпускала. Я полагаю, что крупные компании уже используют стандарт GIPS при формировании внутренней отчетности, видят результат и не публикуют его. Основной плюс отчетности GIPS заключается в том, что для крупной компании это недорогое мероприятие. Для маленькой компании, конечно, это дорого, но такой компании публичный performance и не нужен. Она работает в своей нише.
Для крупной компании это вопрос нескольких десятков тысяч долларов, т.е. в принципе небольшой суммы денег. Руководители крупных компаний понимают необходимость создания отчетности GIPS, но, повторюсь, продолжают оставаться в непрозрачной зоне.
Сколько должно пройти времени, чтобы компании были готовы представить отчетности по GIPS?
При поддержке «Эксперта РА», НЛУ и НАУФОР двадцатка крупнейших компаний, работающих на открытом рынке, будет готова представить отчетность по GIPS года через два.