28.05.2008
Интервью с Генеральным Директором УК «Альфа-Капитал» Михаилом Хабаровым
В прошлом году УК «Альфа-Капитал» вышла в лидеры среди управляющих компаний по объемам привлечения средств в открытые и интервальные ПИФы. Однако в этом году «Альфа-Капитал» намерена сменить свою политику, переориентировавшись на долгосрочные стратегии управления активами, которые более привлекательны для корпоративных и крупных частных инвесторов. О том, чем вызвана смена рыночного курса компании, в интервью обозревателю РБК-daily АЛЬБЕРТУ КОШКАРОВУ рассказал гендиректор УК «Альфа-Капитал» МИХАИЛ ХАБАРОВ.
Последнее время компания активно продвигала агрессивные стратегии управления активами, особенно заметные результаты по доходности были у фондов акций под управлением УК «Альфа-Капитал». Изменилась ли в этом году стратегия компании и какие новые продукты вы готовы предложить инвесторам?
Новую стратегию развития бизнеса мы приняли на пятилетний период и оснований для ее существенной коррекции не видим. Создание или развитие какой-либо группы продуктов — это тактический вопрос. Конечно, в прошлом году доходность наших фондов акций была лучшей на рынке, и клиенты это оценили. Но компания прежде всего заинтересована в том, чтобы строить с клиентами долгосрочные отношения, которые не поддерживаются только результатами этого или прошлого года. Для этого недостаточно просто иметь агрессивные стратегии и уметь на этом хорошо зарабатывать. У нас должны быть продукты, которые позволят управлять средствами клиентов в долгосрочном периоде. Это особенно важно для корпоративных клиентов.
Почему же тогда корпоративные клиенты также делают выбор в пользу той или иной УК, основываясь на результатах годовой доходности?
Одного этого показателя явно недостаточно, что в общем-то понимают все больше руководителей крупных НПФ и страховых компаний. Уже сейчас многие пенсионные фонды и страховые компании заключают в среднем договоры на три года, поэтому им важно понимать нашу стратегию на три-пять лет. И если управляющий говорит: смотрите, за последние несколько месяцев мы зарабатывали больше, чем другие, то слышит в ответ, что клиент хотел бы видеть от управляющего стратегический взгляд на рынок. Клиентам необходимо побить инфляцию на горизонте не одного года, а в перспективе десяти лет и больше.
Но что вы можете предложить, если рынок не покажет роста в этот период, а инфляция, напротив, будет достаточно высокой?
Главное, что мы сможем (понимая, что клиент будет с нами три года, а не выведет деньги после 1 января) использовать больший набор стратегий. И где-то даже сможем подстраховать его за счет собственных средств. Например, когда несколько лет назад я работал в одной из международных финансовых групп и входил в ее инвестиционный комитет, то было принято решение, что подразделения группы увеличивают долю инвестиций в Private Equity. С точки зрения рисков это шокирующее решение. Но с другой стороны, если ты можешь инвестировать с горизонтом семь лет, то подобные инвестиции в среднем могут приносить по 30% годовых. К тому же в Private Equity можно управлять финансовым результатом, показывая на конец года тот или иной результат переоценки активов. Минусом является низкая ликвидность. Но ведь в какие-то моменты и НПФ, и страховая компания могут взять больше рисков, понимая, что впереди есть еще время и есть приток средств от клиентов.
Но, как правило, большинство российских НПФ пользуются достаточно консервативными стратегиями, вкладывая большую часть активов в облигации.
Мы предлагаем использовать только часть средств в агрессивных стратегиях. В частности, те долгосрочные резервы, которые есть у любой страховой компании или НПФ при положительном cash-flow. Например, в прошлом году наш фонд «Альфа-Капитал Акции роста» показал доходность более 78%, но не факт, что в этом году у фонда будет доходность на уровне 70-80%. Если же инвестировать на срок от трех лет, то можно рассчитывать, что в среднем по этому фонду удастся заработать по 30% годовых и переиграть инфляцию.
А как меняется стратегия компании по отношению к частным клиентам?
Частные клиенты у нас делятся на три сегмента: розничными мы считаем клиентов, готовых инвестировать до 25 млн руб., затем идут крупные клиенты, которые могут инвестировать до 500 млн руб., и наконец, третий сегмент — это ключевые клиенты, специально для них мы создали отдельное подразделение, которое возглавил Яков Гальперин, давно и успешно занимающийся работой с крупными частными инвесторами. Продуктовая линейка для каждой категории клиентов, конечно, своя. Это связано, во-первых, с теми ограничениями, которые, скажем, есть у ПИФов, куда обычно инвестируют розничные клиенты. Хотя здесь у нас тоже появляются новые продукты. Например, мы сейчас готовимся запустить фонд «Альфа-Капитал Рантье», а в перспективе хотели бы создавать фонды для инвестиций в западные бумаги. Во-вторых, это связано с потребностями, которые у каждой группы клиентов тоже свои. У крупных клиентов основная задача — сохранение денег. Если в свое время достаточно было просто хранить свои деньги в валюте и проблема была решена, то сейчас это совершенно нетривиальная задача. И даже выбор валюты, если ты не профессионал, является большой проблемой, особенно если речь идет об инвестициях на достаточно долгий период.
Насколько интересен сегмент VIP-клиентов с точки зрения привлечения средств в компанию?
Мы видим большую перспективу в работе с подобным классом клиентов, которых, как я уже говорил, мы называем ключевыми. Стратегию работы с такими клиентами мы регулярно обсуждаем с председателем совета директоров «Альфа-Капитал» Андреем Косоговым, и здесь мы скорее больше слушаем, чем говорим. Поэтому сейчас компания хотела бы привлечь лучшие кадры, для этого реализуется опционная программа и заключаются контракты на пять лет, чтобы менеджер был уверен, что через полгода в его отношениях с компанией ничего не изменится.
А что компания готова предложить среднему классу?
Я думаю, что здесь ничего нового открывать не нужно: паевые фонды как раз придуманы для среднего класса. Сейчас размер среднего счета в фондах под управлением компании составляет порядка 15-20 тыс. долл. Это пайщики, которые совершенно точно относятся к среднему классу. Конечно, с учетом того, что пайщиком можно стать за тысячу или пять тысяч рублей, иногда складывается ощущение, что люди инвестируют в ПИФы именно такие суммы, но это не так.
Намерена ли «Альфа-Капитал» запускать ПИФы для состоятельных клиентов по примеру других управляющих компаний?
Я считаю, что это утопическая идея, и мы в этом направлении не пойдем. Ключевое в фонде — это инвестиционная идея, и не хотелось бы копировать идеи, создавая вторую линейку фондов только для богатых. Тем более если сделать для состоятельных клиентов только два отдельных фонда, где комиссия будет ниже. В конце концов, если человек хочет особые условия, то это вполне можно решить индивидуально.
Вы говорили о том, что хотели бы продавать на российском рынке иностранные активы? А как насчет собственных иностранных фондов УК «Альфа-Капитал»?
У нас уже есть один фонд, New Russia Growth Fund, который вкладывает в бумаги третьего и второго эшелонов. Во втором квартале этого года мы также намерены запустить еще один фонд — Alfa Capital Equity Plus, который будет вкладывать в акции компаний стран СНГ. Мы и дальше будем расширять линейку западных фондов, но они будут инвестировать только в те рынки, где мы являемся экспертами. Недавно, например, мы открыли компанию на Украине. Вероятно, в этом году будем на рынке Казахстана. Расширять линейку за счет других стран мы не будем, а просто собираемся там присутствовать через компании-партнеры, создавая, в частности, совместно продукты для российских клиентов.
Михаил Хабаров окончил Московский государственный институт стали и сплавов, Высшую коммерческую школу при МВЭС и Pepperdine University (California, USA), имеет диплом MBA Financial Management. Начал карьеру в 1994 году в Инкомбанке, в 2001 году занял пост финансового директора страховой компании РОСНО. До прихода в УК «Альфа-Капитал» в 2006 году занимал должность главы УК «Альянс РОСНО Управление активами».