Новости и событияПодробную консультацию вы можете получить по телефонам горячей линии:8 (495) 783-4-783 8 (800) 200-28-28 |
Интервью с генеральным директором Управляющей компании «Альфа Капитал» Михаилом Хабаровым04.12.2007
RBC.RUАльфа Капитал: Рынок управления активами в России составит в 2011 году порядка 100 млрд. долл. Управление активами в России за текущий год претерпевает определенные изменения: на рынке появляются новые игроки, обостряется борьба за клиентов. О текущем состоянии и перспективах развития отрасли коллективных инвестиций с РБК беседует генеральный директор УК «Альфа Капитал» Михаил Хабаров. РБК: По мнению многих экспертов, в 2007 г. произошла перестановка сил на рынке коллективных инвестиций. Действительно ли происходит передел рынка, если да, то что меняется, кто приходит на рынок? Михаил Хабаров: Совершенно очевидно, что российский рынок взаимных фондов становится все более интересным, как для крупных российских, так и западных игроков. Доходы населения растут, и значительная часть их поступает на фондовый рынок либо в виде вложений в ПИФы, либо в виде «народного IPO». Например, в 2007 году на «народное IPO» пошло 63% из тех средств, которые россияне инвестировали в инструменты фондового рынка, на ПИФы — 31%. Но ПИФы, безусловно, стратегически более емкий и универсальный инструмент для привлечения средств частных инвесторов, в фонды и нвестируют миллионы людей во всем мире. Усилившаяся конкуренция плюс очень непростой год с точки зрения прихода новых клиентов из-за высокой волатильности рынка, стимулируют к перераспределению долей управляющих компаний на рынке розничных фондов. Новые игроки, кто в большей, кто в меньшей степени, оттесняют грантов, и этот процесс закономерен и неизбежен. РБК: Но «Альфа-Капитал» относится как раз к «грандам», значит вас тоже оттесняют? Как вы чувствуете себя в условиях жесткой конкуренции? М.Х.: Давайте посмотрим показатели нашей деятельности. За год наша доля на рынке увеличилась с 5,3% до 7,5%. На середину ноября мы занимаем первое место по привлечению средств в открытые и интервальные фонды, привлекая порядка 20% свежих денег, поступающих на рынок. Для этого было сделано очень многое. Например, в плане качества управления активами фонды «Альфа-Капитал» занимают первые места в рейтингах доходности практически во всех категориях — среди интервальных, открытых, отраслевых, индексных фондов. Другая ключевая задача — приблизить услугу к потребителю. На сегодняшний день агентская сеть нашей компании насчитывает свыше 250 точек продаж. Параллельно с этим мы наращиваем и число собственных офисов продаж компании в регионах. С начала года свои офисы мы открыли в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и Самаре. Важной составляющей этого развития является также последовательная и продуманная маркетинговая политика. При формировании дальнейших планов на розничный бизнес, мы видим себя не иначе как лидером этого рынка, что полностью соответствует нашим стратегическим планам. РБК: Это в рознице, а как складываются ваши отношения с корпоративными клиентами? М.Х.: Выход на рынок услуг для корпоративных клиентов, конечно же, потребовал по сути создания нового бизнеса, начиная с формирования сильной команды топ-менеджеров, и заканчивая совершенствованием сервисных технологий. Вся прелесть этого рынка состоит в том, что возможности для развития бизнеса на нем практически не ограничены. В России пока еще нет адекватной продуктовой линейки, которая отражала бы потребности корпоративных инвесторов, вернее, о многих продуктах, которыми они могли бы потенциально воспользоваться, эта категория инвесторов пока еще не знает. Что касается фактов, то активы институциональных инвесторов, находящиеся под управлением нашей компании за десять месяцев 2007 года выросли в 2,8 раза. РБК: То есть вы от розницы смещаетесь в сторону корпоративного сегмента? М.Х.: За год мы практически полностью перестроили компанию, по сути, вывели ее из ниши игрока на рынке розничных паевых фондов в другие сегменты рынка управления активами — доверительное управление активами корпоративных и крупных частных инвесторов. В итоге уже в ноябре объем активов под управлением «Альфа-Капитал» вырос почти в 2,5 раза и превысил 1 млрд. долл. Это плановый показатель для компании к концу 2007 года согласно пятилетней программе развития бизнеса. Более 50% этих активов приходятся на розничные фонды. Остальное — это переданные нам в управление активы корпоративных и крупных частных инвесторов. РБК: Насколько нам известно, «Альфа-Капитал» увеличивает свое присутствие в регионах. Это означает, что в Москве и Петербурге вся клиентура «выбрана», или привлекательность так сильно выросла? М.Х.: Что касается регионов, я приведу только несколько цифр. Сегодня соотношение числа обращений потенциальных клиентов из Москвы и регионов в нашу компанию примерно одинаково. Еще год назад статистика была совершенно другой: на Москву приходилось порядка 70%. Управляющие компании сами формируют региональную аудиторию. Если они готовы приблизить свои услуги к региональному потребителю, развивая региональные сети дистрибуции, то, безусловно, получат отдачу. Другое дело — баланс между инвестициями в региональные сети и их окупаемостью. Здесь должен быть очень взвешенный подход. Не нужно инвестировать в регионы больше, чем они способны эффективно освоить. РБК: Руководители управляющих компаний часто сетуют на то, что на рынке не хватает сильных специалистов, и именно поэтому не стартуют новые проекты. Как решается кадровый вопрос в вашей компании? М.Х.: Кадры — главный фактор, влияющий на развитие любой компании и ее бизнеса, особенно в сфере финансовых услуг. Но сегодня могу с полной уверенностью говорить о том, что проблема привлечения специалистов с рынка не является для нас настолько актуальной, как, например, осенью прошлого год. Желающих работать в «Альфа-Капитал» больше, чем вакансий, которые предлагает наша компания. Людям гораздо интереснее работать в команде лидеров, видеть перспективы своего роста — как профессионального, так и материального, чем просто «работу работать». Другое дело, что сотрудников, даже имеющих опыт работы в секторе, необходимо системно развивать, так как сам рынок сегодня переходит на новый уровень. РБК: Каким Вы видете развитие рынка коллективных инвестиций в ближайшие 4-5 лет? М.Х.: Год назад мы сделали детальный прогноз развития рынка управления активами на пять лет, в котором предположили, что в 2011 году объем некэптивного рынка управления активами в России составит порядка 100 млрд. долл. Сегодня мы думаем о пересмотре этого прогноза в сторону увеличения — процентов на 40-50% Прежде всего, за счет развития корпоративного сегмента — растущего интереса к закрытым паевым фондам и более интенсивному, чем мы предполагали, развитию рынка пенсионных накоплений. В целом очень важно понимать, что развитие рынка управления активами не происходит само по себе и зависит не только от макроэкономических параметров. Ключевой фактор развития любой отрасли — смелось и профессионализм ее лидеров. |
Поиск |
123001, г. Москва, |
Лицензия № 21-000-1-00028
|