Рассчитать

Инвестиционный калькулятор
Ваш финансовый консультант

Приобрести

Оформление заявки on-line
Пункты продаж

Подробную консультацию вы можете получить по телефонам горячей линии:

8 (495) 783-4-783
для звонков из Москвы

8 (800) 200-28-28
для звонков из регионов России

Пшик вместо бума

12.09.2006
Константин Фрумкин, «Компания» № 33 от 11.09.2006

Похмелье на рынке акций



Планы российских компаний по выходу на IPO один за другим срываются. Общая сумма перенесенных IPO уже составила полтора миллиарда долларов. Данной публикацией «Компания» открывает новую рубрику — «Навстречу IPO», в которой мы планируем знакомить читателей с игроками, выходящими на фондовый рынок.

Отмена планов выхода на IPO, их перенос на неопределенный срок — специфический феномен нынешнего года. Еще недавно со страниц деловой прессы не сходил лозунг: «В 2006 году в России произойдет бум IPO». Уверенность в том, что бум обязательно будет, существовала вплоть до майского кризиса на фондовом рынке. После него выяснилось, что конъюнктура рынка неблагоприятна для выхода на биржу.

Ярким примером того, как компания мучительно, с огромным разгоном пыталась подготовиться к IPO, и что из этого вышло, может служить история торгового дома «Копейка» — сети магазинов-дискаунтеров. Мало кто из российского бизнеса выходил на биржу с таким «замахом». Разговоры о выпуске акций на рынок пошли практически сразу, как только торговый дом перешел под контроль финансовой корпорации «НИКойл» (ныне «УралСиб»). Уже в конце 2003 года глава «НИКойла» Николай Цветков заявил, что примерно «через 1,5 — 2 года компания выйдет на IPO». Поскольку речь шла о довольно длительном сроке, на это мало кто обратил внимание. Сегодня ясно, что планы Цветкова «приказали долго жить».


Нет повести печальнее на свете

По мере того как «Пятерочка» готовилась к выходу на рынок, ее стали обходить конкуренты. Первым в сегменте сетевого ритейла на IPO вышел «Седьмой континент». Компания в ноябре 2004 года выручила за 13% акций $80 млн. Тогда стали говорить, что «Копейка» будет следующей — и говорили так до тех пор, пока акции не выпустила «Пятерочка», причем ее IPO стало рекордным: 30% акций за $598 млн.

В марте 2005 года — то есть, как и обещал Цветков, через 1,5 года — «Копейка» определилась с организаторами IPO. Ими стали «УралСиб» и компания Deutsche UFG. Тогда же были объявлены приблизительные параметры будущего выпуска акций — 15 — 20% за $100 млн. Но оба решения — и по кандидатурам организаторов, и по объему выпуска — впоследствии поменяли. Вероятнее всего, к пересмотру этих решений владельцев торговой сети подтолкнуло понимание того факта, что сеть сможет выжить и успешно развиваться только на основе больших инвестиций. Планы пришлось менять на ходу — и в начале лета прошлого года президент торгового дома Александр Самсонов заявил, что хотя первоначально планировалось подготовиться к IPO к концу 2005 года, «сейчас мы понимаем, что к концу года такой готовности не будет, но к весне следующего года — будет».

Еще через некоторое время появилось сообщение, что одного IPO «Копейке» мало, и одновременно с выпуском акций в свободное обращение компания собирается найти стратегического инвестора.

Параллельно торговый дом пытался нарастить свои показатели. В частности, увеличить количество магазинов, торгующих под брендом «Копейка», за второе полугодие прошлого года с 89 до 193. Однако к февралю 2006 года в сети было только 129 магазинов. И тут дорогу «Копейке» перешла «Пятерочка», купившая в конце 2005-го компанию «Сеть розничной торговли» (СРТ), 14 магазинов которой представляли собой «франчайзинговые» версии «Копеек». Эксперты в один голос сказали, что действия «Пятерочки» негативно повлияют на запланированное IPO.

В ходе подготовки к IPO «Копейка» выпускала облигации. В феврале 2006 года ритейлер занял денег даже больше, чем мог потратить. Половину займа (2,1 млрд из 4 млрд руб.) выкупила дочерняя фирма «Копейка-Девелопмент». По мнению аналитиков компании «Метрополь», для «Копейки» был важен сам факт того, что облигации выпущены и выкуплены.


Перезагрузка

Стараясь нарастить свою мощь, с 1 марта «Копейка» взяла в управление 48 магазинов нижегородской сети «Эконта», ранее принадлежавших Millhouse Capital. Эту акцию все, разумеется, тоже связали с предстоящим IPO. Вместе с увеличением числа управляемых магазинов у «Копейки» росла самооценка и, соответственно, менялось представление о параметрах IPO. К лету стали говорить, что в одном только Лондоне компания собирается выручить уже не $100 млн, а $250 млн. Тем временем был расторгнут договор с Deutsche-UFG. Александр Самсонов объяснил смену организатора планами по поиску стратегического инвестора. UFG настаивал на том, чтобы заниматься и IPO, и поиском инвестора, а в «Копейке» хотели, чтобы эти задачи выполняли две независимые компании. В результате консультантом по IPO был выбран банк HSBC.

В конце концов IPO было назначено на лето 2006 года. И тут неприятности посыпались на компанию как из мешка. Сначала произошел майский кризис на фондовом рынке. Затем появились сведения, что чистая прибыль «Копейки» в 2005 году снизилась на 38,6%.

В середине мая собственники обсуждали возможность отказа от IPO. Правда, подготовка к выпуску акций не приостанавливалась, и в конце мая собрание акционеров «Копейки» утвердило параметры IPO сети, согласно которым капитализация компании должна составить около $1,5 млрд. Но экспертам было ясно, что оценка завышена. В конце июня ФСФР выдала разрешение на обращение акций «Копейки» за рубежом в форме GDR, но уже через несколько дней компания распространила сообщение, о том, что откладывает IPO из-за неблагоприятной ситуации на рынке. Финал этой истории прокомментировал финансовый директор инвестгруппы «Открытие» Михаил Сухобок: «В ходе предмаркетинга инвесторы оценили компанию в $750 — 800 млн, что на 35 — 40% ниже ожидаемой акционерами суммы. К тому же в июне на фондовом рынке сложилась неблагоприятная конъюнктура, которая и стала объявленной причиной переноса IPO на более поздний срок. Сейчас предполагаемым сроком размещения является декабрь текущего года».


«Роснефть» не считается

«Копейка» стала не единственной компанией, перенесшей в 2006 году сроки своего IPO. По данным «Велес Капитала», общая сумма перенесенных IPO составляет около $1,4 млрд. Вообще в текущем году сектор акций оказался явно «в отстающих» по сравнению с рынком корпоративных долгов.

Хотя 2006 год еще не кончился, можно уже с достаточной долей уверенности утверждать, что в этом году по сравнению с предыдущим процесс выпуска облигаций российских компаний как минимум не затормозится. Как показывает статистика, по итогам 2005 года было размещено 150 выпусков корпоративных облигаций на сумму свыше 265 млрд руб. Между тем за 8 месяцев 2006 года проведено уже 120 выпусков облигаций на общую суму 217 млрд руб. То есть цифры примерно сопоставимые.

Совершенно противоположную картину мы видим на рынке акций. В прошлом году российские компании осуществили IPO на общую сумму $5,3 млрд. В этом — на $13,7 млрд. Казалось бы, мы имеем более чем двукратный рост. Однако $10,4 млрд из этой суммы приходится на IPO «Роснефти». Без этой государственной корпорации остается всего только $3,3 млрд.

Но спрашивается, почему мы должны вычитать «Роснефть» из списка российских эмитентов? Ведь это совершенно российская компания, и собранные ею деньги — самые настоящие! Действительно, если говорить о росте инвестиций в российскую экономику, то «Роснефть» ничуть не хуже любой частной фирмы. Но если мы хотим охарактеризовать состояние фондового рынка и взаимоотношения с ним российских компаний, то для этой цели поведение «Роснефти» оказывается не вполне показательным. Дело в том, что IPO «Роснефти» было во многом политическим вопросом, о нем докладывали президенту, и поэтому решимость государственной корпорации во что бы то ни стало выйти на биржу отличалась от того, как в это же время себя вели «обычные» бизнесмены.


Облигации – лучше

«Плохая конъюнктура рынка — это основная причина отмены многих IPO, — отмечает старший портфельный управляющий УК Альфа-Капитал Александр Крапивко. — Когда рынок безудержно рос до апреля 2006 года, инвесторы искали как можно больше новых историй, чтобы прокатиться на них уже на очень дорогом рынке. Как только рынок начал падать, появилось много фундаментальных сигналов к покупке уже существующих компаний. Учитывая то, что у новых эмитентов всегда меньше ликвидность и больше риск, кажется логичным, что они стали менее популярны».

«Наиболее удачным размещение могло быть в мае, когда цены акций достигали исторических максимумов. В дальнейшем цены наиболее ликвидных бумаг снизились на 15 — 30%, и до сих пор рынок еще полностью не восстановился», — констатирует аналитик УК «ИнвестКапитал» Елена Гусева.

Некоторые компании, ранее планировавшие выйти на IPO, предпочли выпускать не акции, а облигации. «Сейчас конъюнктура рынка облигаций с точки зрения IPO лучше: укрепление рубля вызывает приток денег иностранных инвесторов, которые готовы брать новые выпуски облигаций под меньшие ставки, — уверен Александр Крапивко. — Поскольку ставки на рынке облигаций сейчас гораздо меньше темпов инфляции, этот факт способствует тому, что эмитенты более выгодно занимают деньги именно на этом рынке».

«Ставки на внутреннем рынке привлекательны для заемщиков; условия, необходимые для выпуска облигаций, не слишком обременительны для компаний», — считает главный управляющий по облигациям компании ОФГ «Инвест» Максим Тишин.

Кроме того, выпуск облигаций создает публичную кредитную историю компании, что, как правило, позволяет в будущем занимать дешевле.

Все это порождает еще одно характерное явление: в нынешнем году мода на выпуск облигаций дошла и до компаний средних размеров, тех, что традиционно относят ко второму и третьему эшелону. «Компании третьего эшелона даже более интересны для внутреннего рынка, так как они дают премию по сравнению с первым и вторым эшелоном», — считает замдиректора инвестиционного департамента Промсвязьбанка Борис Нефедов.

Например, решение о выпуске облигаций недавно приняла компания «Агрика Продукты Питания», объединяющая несколько предприятий в сфере глубокой переработки мяса и птицы (чистая выручка за I полугодие — 3 млрд руб.) По словам гендиректора «Агрики» Дмитрия Колокатова, для средних компаний выпуск облигаций становится все более доступным инструментом: финансовые технологии отрабатываются и становятся стандартизированными, в компаниях и инвестбанках уже выросло поколение квалифицированных и опытных менеджеров. В «Агрике» работают специалисты, принимавшие участие в выпуске облигаций «Вимм-Билль-Данна», «Норильского никеля» и других крупных компаний.


На год грядущий

Разумеется, «хоронить» IPO не стоит. Как уверено большинство аналитиков, бум, ожидавшийся в этом году, не отменен, а только отложен на конец 2006 — 2007 годов. В ОФГ «Инвест» говорят о 40 — 50 компаниях, планирующих провести IPO, в ИГ «Открытие» насчитали 60 готовящихся к выпуску акций предприятий. По словам финансового директора инвестиционной группы «Открытие» Михаила Сухобока, среди заявивших о своих планах лучше всего представлен потребительский сектор. «Здесь можно отметить «Балтимор-Холдинг», группу компаний ОСТ, «АрбатПрестиж», — считает он. Активными должны стать и вновь созданные в результате реформы электроэнергетики генерирующие компании — ОГК-5 и ОГК-4. «Среди металлургических компаний, которые в основном планируют проводить IPO в Лондоне, о своих планах объявили Северсталь и ВСМПО-АВИСМА. В 2007 году очередным представителем российского хайтека на LSE станет концерн Sitronics», — говорит Сухобок.

Михаил Зак из «Велес Капитала» полагает, что 2007 год может стать периодом IPO банков, которые за последние 1,5 года активно выходили на рынок корпоративных облигаций. «В этой ситуации своего рода отмашкой для кредитных организаций должно стать IPO Внешторгбанка», — уверен Михаил Зак.

Серия IPO ожидается и в угледобывающем секторе — IPO могут провести «Южкузбассуголь» и шахта «Распадская», возможно, СУЭК. Сообщалось также о планах акционеров «Уралкалия» продать крупный пакет акций (порядка 30%) на Лондонской фондовой бирже, однако это размещение нельзя назвать первичным в полном смысле этого слова, поскольку в РТС акции «Уралкалия» торгуются с 1997 года.

Позволит ли рыночная конъюнктура реализовать эти планы, не может сказать никто. Однако какие бы драматические события ни происходили на рынке акций, долговые ценные бумаги в любом случае позволят российским компаниям обеспечить себе финансирование, достаточное для реализации среднесрочных инвестиционных проектов. Так что облигационный бум хоть и оказался не таким громким, как бум IPO, но зато гораздо более надежным.

123001, г. Москва,
ул. Садовая-Кудринская, д. 32, стр. 1 Бронная плаза (схема проезда)

info@alfacapital.ru