Новости и событияПодробную консультацию вы можете получить по телефонам горячей линии:8 (495) 783-4-783 8 (800) 200-28-28 |
Будущие российские Баффеты19.09.2005
«Эксперт»Как научиться управлять своим портфелем? Думаю, что один из путей — наблюдать за работой лучших управляющих мира. У нас есть возможность читать книги Уоррена Баффета, Питера Линча, Джона Темплтона, но они не работали на нашем рынке, нам придется адаптировать каждую мысль под непростые российские условия Наши управляющие еще не добились признания со стороны широких масс. Мало кто из пайщиков знает имя управляющего фондом, в который он проинвестировал свои деньги, что уж говорить о том, чтобы знать их в лицо. В рейтингах рядом с названием фонда пока не найти фамилию его управляющего, но уверяем вас, время все расставит на свои места. На наш взгляд, пока шансы стать российскими Баффетами есть у Без цинизмаАнатолий Милюков — главный управляющий директор « — Анатолий, вы учились в США и хорошо знаете, как построены взаимоотношения пайщика и УК. Существует ли принципиальное различие между тем, что происходит у нас и у них? — На Западе количество фондов и стратегий огромно, вследствие чего философия УК примерно следующая: я управляющий, вот фонды с различной комбинацией доходности и риска, выбирай, и начнем работать. Далее это уже вопрос инвестиционных консультантов, брокеров, что именно они посоветуют инвестору. Как мне кажется, это достаточно циничная позиция развитого рынка: выбор уровня риска, выбор инвестиционной стратегии — это ваше дело, ваша проблема. В России мы, как бы ни хотели, этого сделать не можем. Мы должны брать на себя ответственность за то, что мы берем в управление деньги людей, которые только пробуют делать свои первые вложения. Мы не только стараемся, чтобы любой из наших фондов был особенным, существенно отличался в позитивную сторону от конкурентов в своей группе, но и постоянно проверяем, до конца ли инвестор осознал уровень риска. У нас всего четыре паевых фонда, и мы совершенно сознательно сделали такое небольшое количество фондов, потому что считаем, что для российского инвестора один шаг к фондовому рынку уже можно считать гигантским. — Что вы делаете для того, чтобы ваш фонд был лучше других? — Мы честно стараемся ответить на один вопрос: чем мы лучше конкурентов в этом конкретном сегменте? Возьмем, например, такой сегмент, как облигации: на рынке облигаций каждую неделю появляются объявления о новых выпусках, новых эмиссиях, меняются ставки. С утра и до позднего вечера мы анализируем экономику и кредитные риски компаний, мы вкладываем в свою аналитику огромные деньги. Естественно, важен и сам процесс инвестирования, ведь результаты анализа — это еще не гарантия успеха на рынке, но аналитика прежде всего. Результаты нашей работы налицо — фонд « — А не проще использовать уже имеющуюся аналитику? — Аналитические отчеты, которые тоннами выпускают инвестиционные компании, созданы для того, чтобы стимулировать инвесторов к действию. Купить, продать — неважно, важно, чтобы было действие, ведь в любом случае брокер берет свою комиссию. Задача нашей аналитики — произвести хотя бы на одну страничку отчет, в котором были бы написаны рекомендации купить или продать. Эта страничка — результат многодневной работы как над отчетами брокеров, так и над первичной финансовой информацией. И затем, прежде чем включить компании в buy list, то есть список компаний, разрешенных к покупке, мы в обязательном порядке встречаемся с менеджментом этой компании. Мы задаем вопросы, смотрим им в глаза, выслушиваем ответы и дальше определяем, насколько компания искренна в своих ответах. Обсуждаем с ними существующие проблемы, рассматриваем план решения этих проблем. Мы никогда не купим ту компанию, которая хорошо выглядит, но ее менеджмент нам кажется непрофессиональным, и наоборот, станем рассматривать компанию, у которой есть текущие проблемы, но есть и высококвалифицированный менеджмент. — Как часто вам приходится принимать ключевые решения? Например, об изменении соотношения акций и облигаций в фонде смешанных инвестиций? — Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на историю рынка. В 2003 году все, что нужно было для хорошего результата, — удержаться в июле и в октябре от продаж. Устоять и не поддаться панике. В 2004 году надо было принять три ключевых решения — по максимуму инвестировать в «Газпром» и не покупать ЮКОС. И конечно же, как только появились признаки коррекции в первом квартале, облегчить позицию в акциях вообще. В этом году совсем другая игра, сейчас она превратилась в то, что рынок сильно растет, но вот в начале года нужно было рискнуть и увеличить долю акций. И каждый год, судя по результатам управления, нашей команде удавалось найти ответы на эти вопросы. Но, как видно, этих ежегодных решений не так много. Движения делаются редко, но они определяют весь результат. Это не значит, что данные решения принять легко. Они — результат аналитической работы и опыта управляющего, его убежденности. За 2001 год нашему управляющему стоит поставить памятник, так как он не запаниковал после 11 сентября. После массовой продажи совсем скоро рынок вырос, взяв новый максимум. Ну а если вспомнить 2002 год, то наша задача была той же — удержаться в рынке, несмотря на корпоративные скандалы в Америке с WorldCom, Enron и другими компаниями. Портфельным управляющим нужен максимум воли и решимости в эти моменты. — Вам интересен рынок IPO? — Мы видим весьма успешные IPO, чаще всего их проводят очень хорошие компании, и некоторым удалось этим воспользоваться. И в то же время мы видим обратное. Я уверен, что еще десятки компаний попытаются из ничего сделать IPO. Отличить одно от другого начинающему инвестору очень сложно, поэтому говорить, что эти компании нам интересны, я не стану. Сейчас на многие УК и частных инвесторов оказывается огромное давление заработанных уже кем-то денег. Нет ничего обиднее, если ваш сосед заработал на чем-то миллионы долларов, а вы этого еще этого не сделали, на вас в этот момент оказывается огромное давление.
— Какие качества, на ваш взгляд, помогают управляющему показывать лучшие результаты на рынке? — Получать и анализировать информацию лучше других. Если управляющий обладает этим качеством, то инвесторы УК и ее фондов могут рассчитывать на успех в капиталовложении. Но вопрос — где найти таких управляющих? Их на рынке немного, единицы, которых в России можно пересчитать по пальцам одной руки. На рынке 180 управляющих компаний, а профессиональных управляющих единицы. — На рынке коллективных инвестиций большая активность, фонды появляются один за другим. Какие сложности могут возникнуть у инвесторов? — На рынке могут быть представлены тысячи фондов, а вот количество управляющих компаний должно быть пропорционально количеству квалифицированных людей и количеству денег, которые доступны в управлении. Сейчас все компании управляют — Какой должна быть сумма чистых активов под управлением УК, чтобы работа компании была рентабельной? — Давайте посчитаем вместе. Вам нужны как минимум два портфельных управляющих, один для работы с акциями, другой — с облигациями. Для того чтобы они с вами о чем-то разговаривали, им нужно выплачивать по 150 тысяч долларов ежегодно. Вам нужна пара аналитиков, это тысяч по — Грустная картина, особенно если сопоставить эти расчеты с тем, что в распоряжении управляющих в среднем всего 320 тысяч долларов в год. — В 2001-м, 2002-м и 2003 годах большая часть управляющих компаний, хоть и росла, все равно проигрывала рынку, то есть активное управление было хуже, чем если бы инвестор покупал акции сам. Но 2004 год расставил все на свои места, то, чего нам не хватает, так это фильтра в виде маленького кризиса. Прилив поднимает все лодки, рынок рос последние шесть лет. Посмотрим, что будет с этими компаниями в тот момент, когда на рынке будет отлив. |
Поиск |
123001, г. Москва, |
Лицензия № 21-000-1-00028
|