29.01.2007
Екатерина Геращенко, «Взгляд», 23.01.2007
Михаил Хабаров, генеральный директор УК «Альфа-Капитал»
«Если сбережения нужны для того, чтобы вообще бросить работу, — это уже совсем другой инструмент»
Генеральный директор УК «Альфа-Капитал» Михаил Хабаров к 2011 году рассчитывает привлечь в свою компанию 10 млрд. долларов. Профессиональный инвестор объяснил газете ВЗГЛЯД, на чем можно заработать в 2007 году, и рассказал о том, как распоряжается собственными деньгами.
— Михаил Валентинович, почему вы думаете, что люди отдадут под управление вашей компании 10 млрд. долларов?
— Это наши планы к 2011 году, включающие привлечение средств в паевые фонды, а также средства, переданные в доверительное управление крупными частными и корпоративными инвесторами. Планы компании базируются на исследованиях и прогнозах темпов роста российского рынка управления активами.
Учитывались рост доходов населения, динамика развития фондового рынка, процесс перераспределения средств в пользу управляющих компаний и повышения доверия к ним в целом. Рынок развивается огромными темпами — по 70-80% в год. Мы уверены, что достигнем заявленных целей.
— Какую долю рынка занимает компания сейчас?
— На рынке розничных паевых фондов, имеются в виду открытые и интервальные ПИФы, — порядка 6%. В других сегментах долю рынка определить сложно, так как здесь очень много схем и кептивных денег — перераспределяются потоки внутри различных финансово-промышленных групп. Всего под управлением «Альфа-Капитала» сейчас находится свыше 450 млн. долларов.
— Эта сумма сравнима с теми, которыми управляют зарубежные компании?
— Порядок сумм за рубежом совсем другой. Под управлением крупнейших транснациональных компаний находятся сотни миллиардов долларов. Но и рынок там развивается по-другому. Он старше, и темпы его роста гораздо ниже.
— Как соотносится доходность одних и тех же инструментов в России и за рубежом?
— Если мы имеем в виду корпоративные ценные бумаги, то, конечно же, на развивающемся рынке потенциальный эффект от инвестиций в них гораздо выше. Многие российские предприятия по-прежнему значительно недооценены, то есть их ценные бумаги в долгосрочной перспективе будут гораздо дороже, чем сейчас.
— Какие направления сейчас привлекательны для инвесторов?
— Энергетика, телекоммуникации, финансовая отрасль. Это легко проследить на примере отраслевых паевых фондов. Например, в начале этого года, в период снижения цен на нефть, мы наблюдали рост спроса на ценные бумаги энергетических предприятий, динамика которых в меньшей степени зависит от конъюнктуры сырьевых рынков, чем акции предприятий нефтегазового сектора. Интерес к той или иной отрасли формируется и по мере появления доступных инструментов инвестирования. Например, мы прогнозируем рост интереса к паевым фондам, специализирующимся на металлургии и сфере услуг.
— А недвижимость? Нет ли опасности, что рынок рухнет?
— Сегодня цены высоки настолько, что перед покупкой недвижимости клиенты задумываются, купить дом в Подмосковье, или в Болгарии, или, например, в Черногории. Но серьезной коррекции вниз быть не должно. Скорее всего, установится боковое движение — дойдя до определенной точки, рост остановится и, если представить график, пойдет вбок.
— За последние несколько лет на рынке появились какие-нибудь новые возможности для инвестирования?
— Принципиально новым за последние 7 лет можно считать появление в России венчурных фондов, позволяющих инвестировать в какой-либо проект на начальном этапе (стартап). Как правило, такие фонды относятся к инновационной сфере, где существуют большие риски, но зато в случае успеха и доход значительно превышает первоначальные вложения. Например, это инвестиции в биотехнологии, нанотехнологии, микроэлектронику. Также можно говорить о том, что в последние два-три года в России начала формироваться индустрия услуг по индивидуальному доверительному управлению активами крупных инвесторов. Здесь у инвестора появляются огромные возможности для инвестиций практически в любые российские и ценные зарубежные бумаги. Такой инвестиционный сервис декларировался управляющими компаниями и раньше, но к международным стандартам он приближается только сейчас.
— Можно ли зарабатывать на фондовом рынке, если денег на VIP-обслуживание не хватает?
— Безусловно. Сегодня есть широкий выбор паевых фондов, представляющих различные стратегии инвестирования — от консервативных до рискованных, существуют фонды, как мы уже говорили выше, специализирующиеся на конкретных отраслях. Всегда можно найти фонд, который соответствует индивидуальным инвестиционным целям. Главное, эти цели четко для себя сформулировать. И это не философский вопрос, а сугубо практический. Например, если деньги нужны на покупку недвижимости, можно подобрать специальный паевой инвестиционный фонд, доля в котором считается по квадратным метрам, — соответственно, приобретаемая площадь может расти вместе с рынком.
Самое главное. Если сбережения нужны для того, чтобы со временем вообще бросить работу, путешествовать, — то есть фактически на обеспеченную старость, — это уже совсем другой инструмент. Когда известна цель, возможностей заработать становится больше. Люди часто просто не знают о том, на что способны их деньги.
— Вы самостоятельно управляете своими средствами?
— Нет, этим занимается управляющая компания, так как у меня нет возможности регулярно следить за своим инвестиционным портфелем. Это не «Альфа-Капитал» — законодательство не разрешает руководителю отдавать личные средства в управление своей компании.
— Если у вас уже достаточно денег, чтобы жить на доход от капитала, не возникает ли желания работать меньше?
— При всем моем уважении к людям, выбирающим жизнь «рантье на покое», это явно не мой путь. Я планирую активно работать еще лет сорок точно.