23.12.2008
Департамент Управления Активами
Владимир Луньков, портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал»
С начала августа, когда рубль начал обесцениваться по отношению к доллару, он потерял уже больше 20%. Вначале, правда, отечественная национальная валюта при этом укреплялась к евро, что давало возможность российским властям объяснять происходящее ситуацией на мировых рынках. Однако с середины ноября рубль начал быстро девальвироваться и к евро, и мы услышали новые комментарии: о том, что, мол, о девальвации нас обязательно предупредят заранее (это вряд ли), о том, что резкой девальвации не будет, о том, что все кто хотел, уже всё обменяли (вот это точно), и больше нет оснований беспокоиться о курсе рубля. Правда, одновременно с этими заявлениями (как, впрочем, и в редких промежутках между ними) бивалютная корзина продолжала обесцениваться. Тех, кто живёт в России, не надо учить правильно реагировать на подобные заявления. Это, однако, не делает менее интересным вопрос о том, до какого уровня будет обесценен рубль.
Очевидно, если выделять единственный фактор, оказывающий наибольшее влияние на курс рубля, то это будут цены на сырьевые товары, и, в первую очередь, — на нефть. Нефть, нефтепродукты и газ формируют две трети российского экспорта, а большая часть оставшейся трети — металлы и минеральные удобрения. По данным октябрьской статистики, российский экспорт за этот период составил $39 млрд. В настоящее время цена на нефть почти вдвое ниже средней за октябрь. Это означает, что при текущих ценах на нефть экспорт в октябре был бы меньше на $13 млрд. (учитывая, что цена на газ, хотя и с лагом, также привязана к ценам на нефть). Импорт в октябре составил $27 млрд., т.е. торговый баланс был бы сведён с дефицитом $1 млрд. Вероятно, дефицитный торговый баланс мы сможем увидеть уже в следующем году.
Последний раз российский торговый баланс был дефицитным в феврале 1998-го года. Несмотря на рекордно низкие цены на нефть во второй половине 1998-го года, к декабрю того года сальдо торгового баланса выросло до $3,5 млрд., благодаря двукратному падению импорта. Россия просто не могла финансировать отрицательное сальдо торгового баланса, поэтому рубль был девальвирован в несколько раз — чтобы снизить импорт.
Конечно, импорт может сократиться и по другим причинам. Например, просто в результате сокращения спроса — падения темпов роста экономики. Правда, это происходит совсем не всегда; например, в начале 1998-го года, несмотря на отрицательные темпы роста ВВП, импорт вырос по отношению к предыдущему году. А на 2009-й год наше правительство пока что прогнозирует положительные темпы роста.
В отличие от 1998-го года, сейчас Россия может себе позволить дефицитный торговый баланс, например, за счёт роста внешнего долга. Вопрос в том, зачем? Чтобы легче было расплатиться тем, кто взял валютный кредит? Но государство помогло и бизнесу, и пытается помочь гражданам решить эту проблему. Чтобы сохранить уровень потребления неизменным? Но надолго ли, и какой ценой?
Цена, к сожалению, может оказаться слишком высокой. На графике (см. ниже) — курсы валют наших конкурентов на мировых рынках по отношению к доллару США с начала августа этого года по настоящий момент. Российский рубль (белая линия) за это время потерял 21%, канадский доллар (зелёная линия, Канада — крупнейший экспортер нефти, минеральных удобрений) — почти столько же, австралийский доллар (жёлтая линия) — 36%, бразильский реал (красная линия, Австралия и Бразилия — крупнейшие конкуренты России на рынках металлов, руды и угля) — 53%, украинская гривна (синяя линия, Украина крупнейший конкурент на рынках металлов и минеральных удобрений) — 77%.
В условиях резкого сокращения внутренних рынков металла (автомобильная, трубная и строительная промышленность стоят) и практически отсутствия внутреннего рынка минеральных удобрений, единственное, что позволяет не остановиться множеству российских промышленных предприятий — это, пусть и сократившиеся, экспортные рынки. Наши главные конкуренты на мировых рынках быстро девальвировали свои валюты, и крепкий рубль может просто закрыть экспортные рынки для российских компаний и оставить целые города без работы. Девальвация рубля с темпами, близкими австралийскому доллару или бразильскому реалу (т.е. ещё на 20%–30%) поможет решить эту проблему. И дело не только в металлах и минеральных удобрениях; рубль дорогой, если его оценивать и по другим продуктам российского экспорта: тот же бензин в Москве в рознице стоит 23 рубля за литр, а в США $1,65 за галлон ($0,44 за литр), значит, по паритету доллар должен стоить 52 рубля.